Учимся думать











Рекомендация для родителей 

" Учимся думать".

Мышление  принадлежит к числу самых  трудных психологических проблем.
     Выготский Л.С. писал, что «центральным для  всей структуры сознания и для  всей системы деятельности психических  функций является развитие мышления. С этим тесно связана и идея интеллектуализации всех остальных  функций, т.е. изменения их в зависимости  от того, что мышление приводит на определенной ступени к осмысливанию этих функций, что ребенок начинает разумно  относиться к своей психической  деятельности. В зависимости от этого  целый ряд функций, которые действовали, автоматически, начинают действовать  сознательно, логически.
     Так же как и основные формальные ступени, по которым идет построение личности ребенка, эти ступени связаны  непосредственно со степенью развития его мышления, ибо в зависимости  от того, в какой системе знаний реализуется весь внешний и внутренний опыт ребенка, стоит и то, каким  психическим аппаратом расчленяется, анализируется, связывается, обрабатывается его внешний и внутренний опыт».


Данный комплекс составлен с учётом физиологических и психологических возможностей детей старшего дошкольного возраста. Большая часть заданий отводится подготовке руки к письму, формированию умения ориентироваться на плоскости листа в тетради. 
Задания направлены на развитие зрительно-пространственной ориентировки, зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти; совершенствование моторных функций и зрительно-моторных координаций; закрепление навыков работы в заданном темпе, знаний о цвете, форме, величине, свойствах различных материалов и технике работы с ними. Развитие мелкой моторики, умения работать по схеме в определённом порядке, развитие произвольности психических процессов, навыков самоанализа и социальной адаптации.


«Вылепи букву или цифру»

Цель:
 Развивать моторные функции, зрительно-моторные координации, дифференциацию понятий ЛЕВО-ПРАВО, ВЕРХ-НИЗ, ВПЕРЕДИ-СЗАДИ; совершенствовать речь, аккуратность, глазомер.

   
 У ребёнка пластилин, карточки с изображением букв или цифр и заготовки из плотного, но прозрачного полиэтилена размером с карточку.

- Перед тобой карточки с цифрами и буквами. Назови те, которые ты знаешь. Выбери любую карточку, аккуратно проведи пальцем по букве или цифре. Из каких элементов-линий она состоит? Попробуй из пластилиновых колбасок вылепить эту букву (цифру) на прозрачной карточке. Работай аккуратно, не торопясь. Буква (цифра) должна поместиться на карточке и быть похожей на выбранный образец. Чтобы проверить, правильно ли ты всё сделал, подложи карточку-образец под твою карточку. Они должны совпасть. Начинай лепить и называй все свои действия.

   
 Во время работы необходимо поощрять подробное описание ребёнком своих действий.
«Непослушные цепочки»

Цель:  Совершенствовать мелкую моторику, зрительное восприятие, дифференциацию понятий ЛЕВО-ПРАВО, ВЕРХ-НИЗ и их речевые обозначения; закреплять понятия ЗАМКНУТАЯ ЛИНИЯ – НЕЗАМКНУТАЯ ЛИНИЯ; работать над точностью и темпом выполнения.
    Набор карточек с рисунками разной конфигурации – одни из них замкнутые, другие нет; набор металлических цепочек с мелкой ячейкой..


    Взрослый предлагает ребёнку взять цепочку тремя пальцами и обвести любой рисунок, прокладывая цепочку по нему сверху. Ребёнок называет все свои действия, уточняя, с какого места и в каком направлении он прокладывает цепочку. Взрослый поощряет точность выполнения, закрепляя понятия
 замкнутая линия – незамкнутая линия. Ребёнку, легко справляющемуся с заданием, можно предложить выложить на чистом листе бумаги, глядя на образец, а также по памяти, без опоры на него.
«Золушка»

Цель:
 Совершенствовать мелкую моторику, тактильный и зрительный анализаторы, умение классифицировать по заданному принципу; работать над темпом выполнения задания.

 
   Семена четырёх видов, четыре ячейки с наклеенными образцами семян.

    Взрослый предлагает ребёнку тремя пальцами из кучки семян отобрать семена одного вида и разложить их по ячейкам. Брать надо по одному семечку, определять его на ощупь, называть и класть в ту ячейку, где наклеен образец такого вида. Игра закончена, когда все семена разложены по «своим домикам».

    Семечко на ячейке можно заменить изображением растения, которое вырастает из данного семечка. Вместо семян можно использовать киндер-игрушки, элементы «Строителя», конструктора «ЛЕГО» и плоские геометрические фигуры; при этом ячейки целесообразно обозначить пиктограммами, изготовленными вместе с детьми. В ходе игры взрослый поощряет уверенность, самостоятельность и быстрый темп работы.
«Узелки»

Цель:
 тренировать различные анализаторы; развивать внимание.    Отрезки шнура с разным количеством узелков на них – от одного до десяти; карточки с изображением разного количества точек – от одной до десяти, - расположенных в ряд; карточки с разным количеством нарисованных или наклеенных предметов, расположенных хаотично (пуговицы, кнопки, бусинки и т.д.)Вариант 1.
    По заданию взрослого ребёнок выбирает шнур с определённым количеством узелков, затем находит карточку с соответствующим количеством или плоских, или объёмных предметов.
Вариант 2.
    Ребёнок воспринимает задание на слух, отыскивает на ощупь шнур с соответствующим количеством узелков и также на ощупь карточку с соответствующим количеством объёмных предметов.
Вариант 3.
Взрослый предлагает карточку с изображением определённого количества предметов, а ребёнок на отрезке шнура завязывает соответствующее количество узелков или развязывает столько же узелков на заранее приготовленном шнуре. Варианты данной игры можно сочетать. Поощряется быстрота выполнения задания и сообразительность.
«Прокати шарик»

Цель:  Развивать мелкую моторику, зрительно-моторные координации, дифференциацию ЛЕВО-ПРАВО, ВПЕРЁД-НАЗАД; закреплять знания о свойствах разных материалов (металл, дерево, резина, пластмасса, стекло); углублять понятия о величине, цвете.Панель с наклеенными на неё разноцветными столбиками (расстояние между ними должно быть больше самого большого шарика, а высота – меньше самого маленького шарика), набор шариков из разных материалов, разной величины.

    Взрослый, обращая внимание на количество и величину шариков. Даёт задания: выбери самый мягкий (самый твёрдый) шарик; поставь шарики в ряд слева направо от самого маленького до самого большого. Предлагает ответить на вопросы: какой шарик может разбиться? Какой умеет прыгать? Какой самый тяжёлый? Какой умеет плавать? Правильность ответов взрослый проверяет на опыте (кроме проверки на хрупкость стекла). Затем предлагает прокатить шарик по панели (соответствие шарика столбику). Ребёнок, выполняя действия, называет их. Поощряется быстрота выполнения задания и внимательность.
«Вырезаем по линиям»

Цель:  Развивать зрительно-моторную координации; закреплять знания о форме и величине; совершенствовать технику работы с ножницами и глазомер.
Задание 1.

    У ребёнка лист бумаги с изображением геометрических форм различной величины (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники), расположенные хаотично.
- Какие фигуры ты знаешь? Сосчитай их и скажи: каких фигур больше / меньше? Покажи самый большой круг, самый маленький треугольник. Вырежи сначала самый большой прямоугольник, не затронув другие формы, а потом самую маленькую фигуру.
Задание 2.
    На листе бумаги нарисованы 4 большие незаконченные (незамкнутые) геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник.
- На какие геометрические фигуры похожи эти спирали? Покажи начало и конец каждой линии. Чтобы получились настоящие спирали, нужно разрезать их точно по линиям. Начни с самой трудной фигуры.
    Детей поощряют за уверенность и точность выполнения задания.
«Человечки из клубочков и пружинок»


Цель: 
 Развивать мелкую моторику, зрительно-моторные координации, согласованность действий обеих рук, умение выполнять движения рукой в заданном направлении; работать над аккуратностью и усидчивостью; закреплять понятия ТОЛЩИНА, ЦВЕТ.

    - Сегодня мы будем конструировать человечков из клубочков и пружинок. У нас есть разноцветная пряжа, палочки, проволока и липкая цветная бумага для аппликации, а также поролоновая основа для наматывания круглых и продолговатых клубочков. Человечек должен получиться такой (показ образца). Первого сделаем вместе, остальных каждый будет делать сам. Голова у человечка круглая – берём круглую поролоновую заготовку, закрепляем конец пряжи и начинаем наматывать пряжу по кругу, так чтобы заготовки не было видно (показ, выполнение вместе с ребёнком). Берём овальную заготовку и поступаем с ней так же, наматывая пряжу с узкой стороны спиралью, плотно совмещаю каждый виток. Заканчиваем наматывать на другом узком конце, закрепляем пряжу. Готовы голова и туловище. Теперь очередь за руками и ногами. Берём цветную проволоку, наматываем её плотной спиралью на палочки так, чтобы руки были равной длины, но разного цвета, так же делаем ноги. Теперь все детали готовы! Соединяем их. Чтобы фигурка была похожа на человечка, ей необходимо лицо. Сделаем его аппликацией из цветной самоклейки. У нас получился чеоловечек. Чтобы им не было скучно, сделайте ещё одного самостоятельно.
«Пришей пуговицу»

Цель:  Развивать мелкую моторику, зрительный анализатор, умение выполнять задания по схеме.

   
 Предметы, имитирующие пуговицы, иголки, нитки; схемы-варианты пришивания пуговиц с четырьмя отверстиями.

    Взрослый предлагает ребёнку вдеть нитку в иголку, выбрать схему и попробовать пришить пуговицу так, как на ней показано. В ходе выполнения задания ребёнок описывает свои действия, в том числе направление движения руки с иголкой.
«Цифры подружились»

Цель:  Развивать произвольность психических процессов, мелкую моторику, визуальное и аудиальное внимание, умение выполнять задание по схеме и по описанию на слух; закреплять понятия МНОЖЕСТВО и ВКЛЮЧЕНИЕ.Панель с ограничениями, обозначенными цифрами от1 до 10; набор резинок и карточек с цифрами.
Взрослый даёт ребёнку карточку с цифрами, написанными в том порядке, в котором необходимо натянуть резинку на панно. Вместо цифр можно использовать геометрические формы, буквы или другие обозначения.
«Клубки разной формы»

Цель:
  Развивать зрительно-пространственную ориентацию, зрительно-пространственное восприятие, мелкую моторику; тренировать умение проводить непрерывную линию в разном направлении внутри заданной формы, повторяя её конфигурацию.

  
  Лист бумаги с нарисованными на нём геометрическими фигурами и фигурками, составленными из них; внутри каждой пунктиром задано направление проведения непрерывной линии.

    - Назови все геометрические фигуры. Начни с той, у которой нет углов. Намотай клубки внутри больших фигур с равным количеством углов. Намотай клубки во всех фигурах маленького размера. Закончи работу, заполнив оставшиеся формы спиралями. Расскажи, в какой фигуре спирали какой формы. Почему?
«Копируем рисунок»

Цель: Развивать зрительно-пространственную ориентировку, зрительно-пространственное восприятие, мелкую моторику, точность и аккуратность выполнения.    Лист с орнаментом или рисунком, выполненным графически, два чистых альбомных листа, копирка, калька, тонкий полиэтилен размером с альбомный лист; фломастеры и карандаши.

    - Внимательно рассмотри рисунок. Попробуй карандашом на чистом листе бумаги нарисовать такой же. Теперь сравни свой рисунок и образец. Что в твоём рисунке точно? Что нет? Знаешь, иногда, чтобы точно срисовать что-нибудь, люди используют такие способы: копирование через кальку, через полиэтилен и специальную копировальную бумагу. Реши, каким способом воспользуешься, чтобы точнее срисовать рисунок. Постарайся не пропустить ни одной детали. Можешь попробовать все варианты, а затем сравнить рисунки. Наиболее удачный можешь раскрасить цветными фломастерами или карандашами.
    Поощряется уверенность и точные движения при копировании.
«Какая буква?»

Цель:  Развивать зрительно-пространственную ориентировку и зрительно-пространственное восприятие; работать над усидчивостью и произвольностью психических процессов; корректировать зеркальное письмо в изображении печатных букв.

    Три карточки, наложенные друг на друга и соединённые друг с другом верхними углами вращающимся креплением. На верхней (непрозрачной) карточке – изображение предмета; на второй (прозрачной) – изображение неполной печатной буквы (начальной буквы слова, обозначающего предмет); на третьей (непрозрачной) – полностью выписанная буква (Г, К, Р, С, В, И, З, Е, Б, Я)

    - Выбери любую картинку, назови букву, с которой начинается слово – название предмета, на ней изображённого. Допиши эту букву, используя предложенные элементы.

    При выполнении задания желательно поощрять ребёнка за самостоятельность в выборе движения при написании буквы. Выполнив задание, ребёнок накладывает свою букву на образец её написания на непрозрачной карточке. Оценивает мою работу сам и, если надо, исправляет.
«Исправь ошибку»

Цель:
 Развивать умение определять пространственное соотношение элементов различных графических изображений, произвольное внимание, зрительно-пространственное восприятие.    Карточки с изображением образца и ряда похожих на него изображений (предмет, цифра. Буква, ряд цифр или букв).

-    Найди в каждом ряду изображение, похожее на образец. Расскажи, чем оно отличается от образца (ребёнок описывает отличия каждого изображения, сравнивая его с образцом). Теперь запомни то, что я тебе покажу (предлагает изображения из ранее разобранных с ребёнком вариантов упражнений), а затем нарисуй это самостоятельно.
«Повтори рисунок палочками»

Цель:
  Развивать зрительный анализатор, согласованность действий ГЛАЗ-РУКА, зрительно-пространственное восприятие; работать над увеличением объёма зрительной памяти.    Набор карточек с изображениями, составленными из прямых линий одинаковой длины, у ребёнка набор палочек одинаковой длины.

    - Вот карточки с картинками из палочек. Выбери самую лёгкую и сложи из палочек такую же. Когда будешь это делать, я сяду к тебе спиной, а ты подробно описывай все свои действия. Когда закончишь работу, я постараюсь угадать, какую картинку ты выбрал, а потом мы сравним её с твоим рисунком из палочек.

    Каждый следующий раз взрослый предлагает выбрать самую лёгкую из оставшихся карточек для создания у ребёнка положительных эмоций и уверенности в своих действиях. Усложнение – взрослый и ребёнок меняются ролями.
«Найди похожую фигуру»

Цель: Развивать зрительный анализатор, зрительно-пространственное восприятие; корректировать зеркальное письмо в изображениях различной конфигурации.

   
 Карточки с тремя изображениями: одно – образец, из двух других необходимо выбрать точную копию образца.

    В каждом примере ребёнок описывает сходство с копией и отличие от оставшейся, используя слова, определяющие направление элементов изображений. Можно предложить ребёнку самому составить подобный пример и взять на себя роль ведущего.
«Близнецы»

Цель:  Развивать зрительно-пространственную ориентировку, зрительно-пространственное восприятие; закреплять знания о правильной ориентации элементов написания печатных букв и цифр; работать над развитием устойчивого внимания и воображения.

   
 Набор карточек с парными изображениями, одно из которых правильное, другое нет.

    - Возьми фломастер и обведи ту букву (цифру), которая написана правильно. Если знаешь её, назови. Найди такую же букву (цифру) в таблице печатного алфавита (в таблице чисел), обведи её кружком. Теперь я выберу букву цифру) в таблице, обведу её кружком, а ты найдёшь такую же в наборе парных картинок. Напиши её на чистом листе бумаги. Скажи, на что она похожа?








Игры на развитие мышления
КТО ЧТО ЛЮБИТ?
Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить".
НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.
Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - ..., птицы - ...
КЛАССИФИКАЦИЯ
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.
НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ:
 развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.
НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО
Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним". Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.
ЧЕРЕДОВАНИЕ
Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.
ОТВЕЧАЙ БЫСТРО
Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.
УПРАЖНЕНИЕ на развитие гибкости ума и словарного запаса.
Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. - назови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты. - назови слова, относящиеся к спорту. - назови слова, обозначающие зверей; домашних животных; наземный транспорт; воздушный транспорт.
ГОВОРИ НАОБОРОТ
Предложите ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой - маленький." Можно использовать следующие пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый, тяжелый - легкий, трусливый - храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый - гладкий и т.д.
БЫВАЕТ-НЕ БЫВАЕТ
Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить.
Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

УПРАЖНЕНИЕ
на развитие скорости мышления.
Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, а он - его заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать!" Всего предлагается 10 слогов: ПО, НА, ЗА, МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, ЗО.
Если ребенок быстро и легко справляется с заданием, предложите ему придумать не одно слово, а столько, сколько он сможет. Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.
СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ (ПОНЯТИЙ)
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?" После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"
Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам.
Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.
УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.
КТО КЕМ БУДЕТ?
Ведущий показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т.д.
Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько ответов на вопрос.

РАЗЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ
Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет рассказ по картинкам.
ОТГАДЫВАНИЕ НЕБЫЛИЦ
Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.
Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?
Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.
Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.
НЕЛЕПИЦЫ
Предложите ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей. Попросите ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Спросите, как бывает на самом деле.



















ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
1) «Собери большую семью»      
Подбираются картинки с изображением животных, овощей, фруктов, транспорта и т.п. Перед детьми  раскладываются эти картинки и даётся задание собрать большие семьи»   
2) «Любимая еда»
Подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед дошкольниками раскладываются картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному разложить его любимую еду.
3) «Найди маму малышу»
Перед детьми раскладываются картинки домашних животных: собака, кошка, свинья, корова и т.п. и отдельно картинки: котёнка, щенка, поросёнка, телёнка и т.п., предлагается найти маму малышу.
4) «Назови одним словом»
Перед дошкольниками раскладываются картинки, взрослый просит рассмотреть и назвать их одним словом. Например: поезд, самолёт, машина – транспорт; лиса, заяц, медведь – дикие животные;  яблоко, груша, слива – фрукты и т.п.
5) « Волшебный мешочек»   
В мешочек подбираются игрушки: красного, синего, зелёного, желтого цветов. На столе раскладываются картинки с изображением: красного яблока, синего облака, зелёного кузнечика, жёлтого цыплёнка, дошкольникам предлагается подобрать им друзей по цвету, достав из мешочка соответствующие игрушки.
6) «Собери друзей»
Детям дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.
7) «Разложи картинки»
Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Дошкольникам дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение дети составляют рассказ по картинкам.
8 ) «Что лишнее?»
Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку (животные, транспорт, летает, прыгает, мягкое, холодное и т.п. ), а четвертая картинка – лишняя. Предложите детям найти лишнюю картинку. Спросите, почему они так думают и чем похожи картинки, которые они оставили.
9)  «Чередование»
Предложите дошкольникам нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности, например за цветом: красная, синяя, жёлтая, зелёная и т.д. Таким же образом можно предложить нарисовать разноцветный забор, или же выложить его на столе из разноцветных палочек и т.д.
10) «Найди лишнее слово»  
Взрослый читает серию слов, например: животные, овощи, фрукты и т.п. и предлагает дошкольникам хлопнуть в ладоши тогда, когда они услышат лишнее слово, можно также выбрать ребёнка, который объяснит, почему слово лишнее, к какой группе он бы его соотнёс.
11) «Кто быстрее»
Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, а ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно также называть не только цвет, но и качество (например: вкус, форму) предмета.
12) «Профессии»    
Взрослый показывает детям картинки с профессиями людей и просит назвать чем занимаются люди определенной профессии. Например, доктор – лечит людей, строитель – строит дома, учитель – учит чему-либо детей в школе и т.д. Можно заменить показом мимикой и пантомимикой.
13) «Скажи мне наоборот»
Предложите дошкольникам игру «Я буду говорить слово, а вы тоже скажите мне его же, только наоборот, например, большой – маленький.» Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый, сильный – слабый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, белый – черный, твердый – мягкий, шершавый – гладкий и т.д.
14) «Угадай»                            
Взрослый предлагает угадать о каком животном, овоще, фрукте, транспорте и т.п. он говорит. Обязательно нужно давать детям конкретное, чёткое описание каждого предмета. Например: Это фрукт. Он красный, круглый, сочный (Яблоко).
15) «Отгадывание загадок»    
Предложите детям отгадать описательные загадки на различные тематики (растительный и животный мир, явления природы, овощи/фрукты, предметы и т.д.) Например: Длинноухий, пугливый, любит кушать морковь и капусту (Заяц); Рыжая, у неё пушистый хвост, ловко прыгает по деревьям (Белка) и т.д.
16) «Перелётные и зимующие птицы»
Перед дошкольниками раскладываются картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, а также две одинаковые картинки с изображением дерева. Им нужно на одно дерево посадить всех перелётных птиц, например: ласточка, скворец, грач, кукушка, жайворонок и т.д., а на другое – зимующих, например: синица, воробей, ворона, снегирь  и т.д.
17) «Летает, плавает, ползает»  
Взрослый даёт детям картинки с изображением тех, кто умеет: летать, плавать, ползать. После чего на столе раскладывает картинки с изображением: неба, моря, травы и просит соотнести животного, птицу, насекомое, рыбу и т.п. с соответствующей картинкой, задавая при этом вопрос: «Что умеет делать…» (Птица, жук… – летать; заяц, кузнечик – прыгать…; змея, улитка – ползать…)
18) «Найди похожее»
Дошкольникам предлагаются геометрические фигуры и различные предметы. Задание – нужно сформировать группы предметов по сходству с определённой геометрической фигурой. Например, круг – кольцо, крышка…, квадрат – коробочка, кубик… и т.д.
19) «Домашние и дикие животные»
Перед детьми раскладываются картинки с изображением домашних и диких животных, а также две картинки: на первой изображён дом, на второй – лес. Им нужно вокруг дома разложить домашних животных, а вокруг леса – диких.
20) «Наша любимая зима и любимое лето»
Взрослый на столе перед дошкольниками раскладывает две картинки «Зима» и «Лето», а также картинки с изображением различной зимней, летней одежды и аксессуары. Детям нужно соотнести к поре года то, что люди обычно носят, когда она наступает. (Например, «Зима» – шуба, шарф, рукавички…, «Лето» – шорты, майка, шляпа… )


ПОСЕТИТЕ САЙТ

https://iqsha.ru/uprazhneniya/topic/logika/?utm_medium=cpc&utm_source=yandex&utm_campaign=logika_5-6let_SNG%7C27463800&utm_term=Игры%20на%20мышление%205%206%20лет&yclid=1090672078498044258











































Комментариев нет:

Отправить комментарий