Рекомендации родителям по развитию памяти дошкольников
Уважаемые родители!
Ваш ребенок находится в преддверии школьного возраста, поэтому необходимо развивать память именно сейчас. В школе, с самого первого класса, вашему ребенку придется запоминать большое количество разнообразной информации.
Мы предлагаем вам рекомендации по развитию памяти в домашних условиях:
- -Заучивать небольшое стихотворение один раз в неделю;
- -Находясь на кухне, спросите у ребенка, что вы забыли положить в салат или правильно вы накрыли на стол?;
- -Перед сном, когда вы прочли книгу, скажите ребенку: «Запомни, на какой страничке мы остановились, завтра мы продолжим с этого места», например, 4 строчка сверху, 10 станица.;
- -После просмотра мультфильма, задайте вопросы по его содержанию;
- -После уборки можно спросить у ребенка: «Все ли игрушки лежат на своих местах?», переложив одну из них в другое место;
- -Придя домой с прогулки, спросите у ребенка, что он сегодня видел на улице;
- -Если у вас плохое настроение, или вы себя плохо чувствуете, отложите занятие с ребенком на другое время;
- -А так же помните, что лучше играть с ребенком 5-10 минут каждый день, чем целый час на выходных!
Для развития зрительной
и зрительно – моторной памяти необходимо
организовать работу ребёнка
по образцу, которая осуществляется по
следующим этапам: - сначала
ребёнок работает с
постоянной зрительной опорой
на образец, затем время
рассматривания образца сокращается
до 15 -20 секунд
(в зависимости от
сложности предлагаемой работы),
но так, чтобы
ребёнок умел рассмотреть
и запечатлеть образец.
Эти виды
упражнений целесообразно проводить
на таких видах
деятельности, как рисование,
лепка, списывание с
доски, работа с
конструктором, рисование узоров
по клеточкам, запоминание
и воспроизведение сюжетной
картинки.
Для развития слуховой
памяти целесообразно использовать упражнения с
применением вместо наглядного
образца (как для
развития зрительной памяти)
словесного описания или
инструкции предлагаемой деятельности.
Например, выполнить с
помощью конструктора задание
без обращения к
образцу, а по
памяти; воспроизвести какой – либо
рисунок по словесному
описанию и т.п.
Логическая память
основана на понимании
и тесно связана
с мышлением и
развитием языка.
В качестве
мыслительных приёмов могут
быть использованы: смысловое
соотнесение; классификация;
выделение смысловых опор
и составление плана;
«крокирование» - чертёж, схема; ассоциации
и др. Для
детей со слаборазвитой
памятью основные пути
её компенсации лежат
в развитии смысловой
памяти: умении обобщать
материал, выделять в
нём главные мысли.
Развиваем
у детей умение
произвольно вызывать необходимые
воспоминания, обучаем культуре
запоминания, учим вспоминать
последовательность событий, использовать
при запоминании мнемотехнические приёмы,
учим повторять, осмысливать,
связывать материал в
целях запоминания, использовать
связи при запоминании.
Игры и упражнения
для развития памяти
·
«Запомни предметы».
Учить запоминать
и воспроизводить информацию.
·
«Детектив».
Развивать произвольное запоминание:
ребёнок в течение
15 минут рассматривает 15 картинок,
после чего картинки
убирают, ребёнок должен
назвать картинки которые
запомнил.
·
«Пирамида». Развивать
кратковременную
механическую память. Взрослый
называет ребёнку сначала
одно слово, ребёнок
должен сразу же
повторить его, затем
взрослый называет два
слова, ребёнок повторяет
их, затем взрослый
называет три слова,
ребёнок - повторяет и т.
д.
·
«Что
ты видел в
отпуске». Взрослый задаёт
ребёнку вопросы о
происходящих в отпуске
событиях.
·
«Следопыт». Взрослый
показывает ребёнку игрушку
и говорит, что
сейчас её спрячет
в комнате; ребёнок
отворачивается, а взрослый
прячет игрушку и
затем предлагает её
найти.
·
«Что
ты ел на
обед?». Ребёнок
должен перечислить всё,
что ел на
обед.
·
«Одежда». Ребёнок должен
вспомнить, в каком
порядке он надевал
предметы одежды утром.
·
«Нарисуй такой
же». Ребёнок рисует
на листе бумаги
какой- либо предмет, затем
лист переворачивается и
ребёнок должен нарисовать
такой же предмет.
·
«Я
положил в мешок».
Взрослый на
глазах у ребёнка кладёт
в мешок разные
предметы; ребёнок должен
вспомнить, что лежит
в мешке.
·
«Короткий рассказ».
Взрослый читает
короткий рассказ; ребёнок
должен повторить его.
·
«Башня».
Ребёнку показывают схематическое
изображение башни, состоящей
из множества геометрических фигур;
ребёнок должен запомнить
эти фигуры и
назвать.
·
«Фигурка из
палочек». Взрослый выкладывает
фигурку из палочек;
ребёнок запоминает её
и по памяти
выкладывает такую же.
·
«Рисуем слова».
Взрослый предлагает
ребёнку к каждому
слову, которое он
назовёт сделать рисунок
или набросок. Ребёнок
рисует слова «шифрует».
Затем взрослый предлагает
ребёнку вспомнить слова
по рисункам.
·
«Запомни слова». Развивать
смысловую память и
логическое мышление. Взрослый
называет ребёнку 5 -6
слов и предлагает
придумать слова, связанные
с ними по
смыслу: мел – доска, гриб – лес,
лопата – копать, лодка –
плыть, мех – мягкий. Через
некоторое время предложить
ребёнку вспомнить слова
которые называл взрослый.
Нажми
на стрелку
Фотограф
Предложите ребенку на время стать фотографом. Пусть он возьмет воображаемый фотоаппарат (можно взять пенал) и попробует «сфотографировать» предметы, лежащие на столе. Для начала возьмите не более 5 предметов. Теперь фотограф будет «проявлять пленку»: закрывает глаза и пытается очень четко и ярко представить все то, что лежало на столе. Громко перечисляем все предметы.
Предложите ребенку на время стать фотографом. Пусть он возьмет воображаемый фотоаппарат (можно взять пенал) и попробует «сфотографировать» предметы, лежащие на столе. Для начала возьмите не более 5 предметов. Теперь фотограф будет «проявлять пленку»: закрывает глаза и пытается очень четко и ярко представить все то, что лежало на столе. Громко перечисляем все предметы.
Хитрая фигура
Возьмите счетные палочки, составьте из них незатейливую фигуру, например, квадрат. Пусть малыш посмотрит несколько секунд и запомнит. Накройте фигуру накидкой и дайте указание повторить фигуру из своих палочек. Теперь можно открыть накидку и сравнить. Это довольно простое задание, подойдет для детей 3-4 лет.
Возьмите счетные палочки, составьте из них незатейливую фигуру, например, квадрат. Пусть малыш посмотрит несколько секунд и запомнит. Накройте фигуру накидкой и дайте указание повторить фигуру из своих палочек. Теперь можно открыть накидку и сравнить. Это довольно простое задание, подойдет для детей 3-4 лет.
Более старшим деткам, в возрасте 5-6 лет, можно предложить такой вариант: посмотреть на фигуру, посчитать, сколько палочек задействовано. Взять такое же количество, сделать свою фигуру. А теперь вспомнить и повторить ту фигуру, которая была вначале.
Количество палочек изменяем в зависимости от степени подготовленности ребенка. На первых порах можно взять 4-5 штук, постепенно доводя до 12-15.
Количество палочек изменяем в зависимости от степени подготовленности ребенка. На первых порах можно взять 4-5 штук, постепенно доводя до 12-15.
Совсем сложный вариант: применить палочки двух или даже трех разных цветов. При сложении фигуры малыш должен все цвета разложить по местам. Считаем тоже отдельно каждый цвет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий